Революция в Рожаве под угрозой, борьба за свободную жизнь продолжается

:

Коллективное заявление интернационалистов из Америки, Китая и России

При поддержке турецкого правительства и с благословения правительств США и европейских стран сирийские вооруженные силы окружили самоуправляемые общины Рожавы, стремясь силой интегрировать их в сирийское государство. Сирийские демократические силы (СДС) в Рожаве подписали мирный договор, согласившись на интеграцию, но его результаты ещё предстоит увидеть.

В конце 2024 года поддерживаемые Турцией повстанческие силы вступили в Дамаск, свергнув режим Башара аль-Асада. Их лидер, Ахмед аш-Шараа, известный под псевдонимом Абу Мохаммад аль-Джулани, стал президентом Сирии. В течение следующего года новое сирийское правительство стало сотрудничать с имперскими державами по всему миру, включая режим Дональда Трампа, с целью укрепить свою власть над страной.

6 января 2026 года сирийское переходное правительство начало наступление в координации с джихадистскими военизированными формированиями на курдский район Шейх Максуд в городе Алеппо. 10 января СДС отступили вместе с большим количеством беженцев.

Через три дня сирийское правительство атаковало всю Рожаву. 18 января президент Сирии Ахмед аш-Шараа объявил о заключении соглашения о прекращении огня с СДС, но боевые действия возобновились почти сразу же. Рожава столкнулась с угрозой полномасштабной войны на уничтожение, включая возможность очередного вторжения турецких войск. 20 января СДС согласились на перемирие, предусматривающее интеграцию региона в сирийское правительство в Дамаске и интеграцию СДС в сирийскую армию. Вчера это перемирие было продлено, но на данный момент часть Рожавы остаётся в осаде.

Хотя сторонники государства утверждают, что сильное и централизованное правительство необходимо для предотвращения «хаоса» и межэтнического насилия, мы видим, что в Сирии все обстоит наоборот: те, кто стремится сосредоточить государственную власть в своих руках, используют межэтническое насилие как средство для достижения этой цели. Это далеко не первый случай в истории, когда попытка объединить страну под централизованным правительством совпадает с этническими чистками.

Здесь мы представляем заявление американских, китайских и российских анархистов, которые принимал участие в обороне Рожавы, о том, что эти последние события означают для будущего. Для более подробной информации об истории конфликта в регионе вы можете начать читать здесь. Также вы можете следить за новостями от анархисто:к в Рожаве.

Карта региона на 26 января 2026 года, после приостановки боевых действий.


В 2012 году, когда режим Башара Асада начал терять контроль над страной на заре сирийской революции, курдские группы, которые десятилетиями организовывались подпольно, воспользовались возможностью заполнить вакуум власти, расширив свои автономные структуры для защиты своего народа. В последующие годы революция в Рожаве превратилась в многонациональную силу, состоящую из арабских, курдских, сирийских, ассирийских, армянских, езидских, туркменских и других общин. В ходе многочисленных сражений объединенные силы этих общин в составе Сирийских демократических сил (СДС) освободили обширные территории от Исламского государства Ирака и Сирии (ИГИЛ) и других фундаменталистских группировок, обеспечив относительную безопасность, стабильность и автономию в соответствии с принципами демократического конфедерализма, предложенными курдским движением за свободу и его лидером Абдуллой Оджаланом, находящимся в тюрьме.

Автономная администрация Рожавы продемонстрировала, что существует альтернатива правлению авторитарных династий и жестоких теократий на Ближнем Востоке. Однако у революции много врагов — в первую очередь, колониальное турецкое государство под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана. Чтобы подорвать самоопределение курдов, турецкое государство долгое время спонсировало фундаменталистские группировки в Сирии, покрывая связанную с Аль-Каидой «Хаят Тахрир аш-Шам» (HTS), создавая марионеточную силу в лице Сирийской национальной армии (SNA) и содействуя потоку денег, рекрутов и оружия в «Исламское государство» (ИГИЛ).

Однако Турция — не единственная геополитическая сила, стремящаяся установить гегемонию в северо-восточной Сирии. Франция колонизировала Сирию в начале XX века; Великобритания сыграла ключевую роль в разделении народа Курдистана на четыре части. Позже, начиная с 1990-х годов, правительство Соединенных Штатов Америки вело целую серию войн в соседнем Ираке, что привело к резкой дестабилизации всего региона и способствовало росту суннитских фундаменталистских групп, таких как «Аль-Каида». Российское государство поддерживало режим Асада военно, экономически и политически; Владимир Путин был главным гарантом его существования перед лицом народного восстания, которое стало сирийской революцией. Вместе со своими коллегами в Вашингтоне Путин сейчас налаживает военные и экономические связи с новым сирийским режимом, помогая ему укрепить свою власть. Семья Дональда Трампа имеет обширные деловые связи с Катаром, а стратегические интересы его администрации в значительной степени совпадают с интересами глобальной суннитской геополитической оси, включающей турецкое правительство и страны Персидского залива, особенно касательно Ирана.

Во многих отношениях фундаменталистские движения, такие как «Аль-Каида» и ИГИЛ, являются следствием ужасов, которые различные иностранные державы устроили по всему региону. Несмотря на свою риторику о «войне с террором», эти империи принесли на эту землю войну, террор и огромные страдания.

Нажмите на изображение, чтобы скачать плакат.

Оказавшись втянутым в борьбу за господство в регионе между соперничающими американскими, российскими, турецкими, израильскими и иранскими силами, у революционного автономного проекта Рожавы никогда не было будущего в планах какой-либо империи или национального государства.

В 2018 и 2019 годах турецкая армия и её сирийское прокси SNA оккупировали территории Африна и Серекании, сразу же изгнав коренное курдское население из этих районов. После быстрого краха режима Асада в 2024 году сирийское переходное правительство (STG) теперь стремится навязать знамя суннитского арабского национализма и фундаментализма на всех территориях Сирии. Новая сирийская армия продвигается с жестокостью, стремясь уничтожить важнейшие достижения революции в Рожаве — освобождение женщин и сравнительно мирное сосуществование и самоуправление всех этнических групп. Существуют сотни видеозаписей и фотографий, запечатлевших преступления, совершенные солдатами переходного правительства во время их наступления в 2025 и 2026 годах. В январе 2026 года многие записали на видео, как они калечили тела женщин-бойцов и отрезали их косы в качестве трофеев.

Большая часть территорий, освобожденных революцией от ИГИЛ, теперь снова находится в руках теократических фашистов: Манбидж, Табка, Ракка, Дейр-эз-Зор, Шаддади. Как интернационалисты, мы принимали участие в освобождении большей части этой территории, сражаясь бок о бок с нашими арабскими и курдскими товарищ:ками. Многие из наших товарище:к отдали свои жизни за революцию в этих местах. Больно смотреть, как эти достижения сводятся на нет.

Западные правительства дали Дамаску зеленый свет на то, чтобы подвергнуть Рожаву угрозе войны на уничтожение. Они несут такую же ответственность за сложившуюся ситуацию, как и Турция и STG. Да, западная военная коалиция сыграла свою роль в борьбе против ИГИЛ; их поддержка сыграла решающую роль в обороне Кобани в 2014 году и освобождении Ракки в 2017 году. Это только делает их предательство СДС ещё более поучительным: они готовы использовать курдский народ в качестве пушечного мяса, но предпочтут этническую чистку в Рожаве многонациональному, эгалитарному эксперименту, выходящему за рамки контроля национальных государств.

Главы этих правительств поспешили пожать руку Абу Мохаммаду аль-Джулани после того, как прибытие ХТШ в Дамаск привело его к власти. В то же время, когда эти правительства заявляют, что они с нетерпением ждут сотрудничества с новым сирийским правительством в борьбе с ИГИЛ, сторонники ИГИЛ находятся в рядах STG, демонстрируя свои флаги.

Обещания аль-Джулани защищать меньшинства оказались ложными. Сначала силы аль-Джулани направились на запад, чтобы устроить массовую резню алавитов. Затем они двинулись на юг, чтобы истребить друзов. Затем, с благословения правительств Турции, США, Франции и Израиля, они продвинулись на восток, чтобы атаковать курдов и различные другие общины, которые осмелились защищать общий проект многонационального и многоконфессионального общества.

Чтобы не дать сирийскому правительству создать миф о том, что курды оккупировали арабские земли и ведут войну против арабского народа, СДС отступили в районы с курдским большинством, где им удалось остановить наступление правительственных войск. Благодаря ожесточенному сопротивлению им удалось сорвать первоначальный план физического уничтожения Рожавы, вынудив Дамаск вернуться за стол переговоров. Однако нынешнее перемирие является хрупким, шаги по интеграции Рожавы в сирийское государство остаются неясными, и пока неизвестно, в какой степени сирийское правительство будет выполнять свои обещания.

Сирийская армия до сих пор не сняла осаду с Кобани. Сотни тысяч перемещенных лиц по-прежнему не могут вернуться в свои дома.

Как интернационалисты, мы осуждаем правительства США, России и европейских стран. Это предательство — лишь последнее в длинном списке их преступлений против человечества. Для нас очевидно, что все национальные государства действуют без этики и морали. Государственный аппарат лишен человечности, и люди, управляющие этой системой, также утратили её. Добыча нефти и ресурсов, торговые пути, сферы влияния, политическая и военная гегемония — вот язык и принципы империи. Согласно имперской логике, это последнее предательство курдского народа со стороны американского правительства является всего лишь изменением политики, независимо от того, сколько крови оно принесет.

В то время как вражеские силы осаждают Кобане и вновь нацеливаются на Хесеке, Тиль Темир и Камышло, мы по-прежнему привержены защите революции. Только время покажет, продлится ли нынешнее перемирие. Каждый раз, когда СДС отвергает неприемлемые условия, которые пытается навязать Дамаск, силы STG используют эту возможность, чтобы развязать террор против населения, возлагая вину на СДС. Однако ещё большее символическое представительство курдов и других общин в сирийском правительстве ничего не решит. До тех пор, пока фундаменталистский ислам, межконфессиональное насилие и политика централизации будут двигать режимом Аль-Джулани, в Сирии не будет прочного мира.

Этот кризис пролил свет на главные цели движения в Рожаве: защищать народы, которые здесь живут, разрешать конфликты политическими, а не военными средствами, давать людям возможность организовываться так, как они считают нужным. Все эти ценности остаются незыблемыми, даже несмотря на то, что СДС и автономная администрация Рожавы были вынуждены согласиться на мирный договор на невыгодных условиях.

В ответ на это соглашение некоторые люди за пределами Рожавы изображают революцию как потерпевшую поражение, в то время как некоторые из нас по-прежнему удерживают оборонительные позиции в Рожаве с оружием в руках, готовые предотвратить продвижение врага. Революции не терпят поражения из-за решений, навязанных сверху; они определяются тем, что решают делать обычные люди, даже в самых неблагоприятных условиях. Что бы ни случилось, мы будем продолжать бороться за эту революцию, бок о бок с ней и изнутри неё. Это отступление, но это не конец истории.

Мы продолжим организовывать людей вокруг нас, предоставлять пространство для интернационалист:ок, заниматься коллективным образованием и обучением, продвигать дело самоуправляемого общества, сосуществующего в разнообразии и на основе свободы женщин. Соглашение с Дамаском может заставить нас вести эту деятельность по-другому, но оно не остановит нас. Не будет легко положить конец тому, что началось здесь.

Мы призываем всех анархисто:к, социалисто:к, антифашисто:к и интернационалисто:к оставаться верными делу защиты революции в Рожаве и сообществ, которые являются её частью, независимо от того, что произойдет в ходе переговоров между представителями СДС и сирийским правительством.

Сохранение власти и автономии народов в дальних странах начинается у вас дома, особенно в странах, которые являются влиятельными игроками в международной политике. С уважением и любопыстством, мы многому научились у революции в Рожаве — у её форм организации, у её революционного духа, у готовности людей к жертвам и у их отваги перед лицом могущественных врагов. Мы понимаем, что одни только наши оружие и тела не могут противостоять военной машине империи и современных национальных государств. Чтобы противостоять такому врагу, потребуется глобальная революционная народная война.

Без коренных изменений в международном порядке Рожава и все социальные революции и освободительные движения всегда будут находиться в зависимости от великих держав. Они будут использовать наши эксперименты, когда это будет им удобно, а затем бросят и сокрушат нас, когда мы перестанем быть им нужными. Единственный способ нейтрализовать эту угрозу — это международное сотрудничество и организация, объединяющие наши участки и фронты борьбы на глобальном уровне. Сегодня защита Рожавы является одним из фронтов и сосредоточений этих усилий.

Чтобы оказать практическую поддержку в кратчайшие сроки, вы можете сделать пожертвование на такие проекты, как Heyva Sor, Riseup4Rojava и Tekoşîna Anarşîst, а также повышать осведомленность о бедственном положении Рожавы через социальные сети, пресс-релизы, распространение журналов и книг, а также показ фильмов.

В качестве долгосрочной организационной стратегии мы можем связать борьбу курдов с другими фронтами, ведущими параллельную борьбу. В Соединенных Штатах расистское насилие, которое ICE совершает для продвижения клептократии Трампа, отражает стратегию аль-Джулани, который наградил правительственными и военными должностями джихадистов, совершающих массовые убийства, с целью насильственной интеграции общин меньшинств в «единую Сирию». Помимо распространения информации и нарративов, мы также должны связать конкретные потребности людей с политическими идеями о том, как мы можем вместе их удовлетворить, создавая сети и группы взаимной поддержки, которые могут объединить людей с разным происхождением. Наконец, хотя избирательная политика никогда не будет служить средством для фундаментальных изменений, в некоторых местах возможно оказать давление на политиков, чтобы они не были соучастниками этнических чисток в Рожаве или других местах.

Мы пишем как анархисты-интернационалисты, происходящие из трех могущественных империй нашего времени: Соединенных Штатов, России и Китая. На планете, мчащейся к экологической катастрофе и третьей мировой войне, мы стремимся преодолеть геополитические линии разделения и репрессивные политические идеи, чтобы встать плечом к плечу в борьбе против наших угнетателей. Если мы хотим создать новую глобальную систему, основанную на автономии, справедливости и социальном плюрализме, необходимо разрушить существующую систему национальных государств, экономической эксплуатации и патриархата. Нам рассказывают о войнах между империями, но везде, куда бы мы ни посмотрели, мы видим только войны всех видов и форм против народа. Поэтому разрушение империй должно происходить изнутри, от народа, через нашу собственную самоорганизованную инициативу.

С революционными приветствиями и уважением.

Люди в Рожаве праздновали Навруз.


Дополнительная литература